Вторник, 19.03.2024, 09:44 Главная | Регистрация | Вход | RSS Приветствую Вас Гость
Добро.ру

Superjob.ru

ЛГПУ

Яндекс-карта
Внимание!
Форум «горячей линии» для сообщения о фактах нарушения прав детей, семьи, преступлений и правонарушений в отношении несовершеннолетних, предупреждения семейного неблагополучия

Пилотная площадка РДШ

Погода

Ссылки

Статистика
Форма входа
Логин:
Пароль:
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ РЕЙТИНГ ШКОЛЬНЫХ САЙТОВ

Концепция воспитательной системы

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющих воспитательное пространство.

Мы определили отношение к воспитанию как к процессу педагогической помощи ребенку в решении индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил.

Нормативно-правовой и документальной основой программы воспитания и социализации обучающихся ОУ №47 являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция).

В соответствии со Стандартом, программа воспитания и социализации обучающихся является основой для формирования структуры основной образовательной программы общего образования.
Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития школьника в ОУ №47, с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, имея в виду конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации младших школьников, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, общественными и традиционными российскими религиозными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.
Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. При этом образовательное учреждение должно создавать условия для реализации разработанной программы. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы.

В основу воспитательной системы школы легли концептуальные положения ученого академика Е.В. Бондаревской – «личностно-ориентированное воспитание, восхождение личности к ценностям» ; и «о воспитании» члена – корреспондента РАО О.С.Газмана, где отводится важная роль педагогической поддержке ребенка и признание в нем личности и индивидуальности. В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

В процессе активно участвуют не только традиционные субъекты (семья и школа), но и различные общественные, культурные, религиозные организации, СМИ и иные субъекты влияния. Важно обеспечить согласованность действий между этими субъектами влияния в решении принципиального вопроса о том, на воспитание какого человека направлены непосредственные или опосредованные их усилия. При этом национальный воспитательный идеал должен стать принципиальной основой социального партнерства как способа взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими субъектами воспитания и социализации детей и молодежи.

Реализация этих идей основывается на следующих принципах:

1. Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе:

  • поворот школы к ребенку, уважение его личности, достоинства, доверие к нему, принятие его личных целей, запросов и интересов;

  • создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарования ребенка, для его полноценной жизни, его самореализации. Основным смыслом образовательного процесса в школе становится развитие ученика.


2. Деятельностный подход к воспитанию детей, под которым мы понимаем создание веера возможностей для удовлетворения интересов, склонностей и способностей обучающихся с учетом психофизических особенностей возрастных этапов их развития, их умений и навыков.

3. Эстетизация среды жизнедеятельности развития ребенка.

4. Культусообразность воспитания.

5. Непрерывный характер школьного воспитания, под которым мы понимаем единство, целостность и преемственность на всех возрастных этапах.
6. Жизнетворческий подход – участие в КТД.

7. Связь воспитания с жизнью. Защищая ребенка, учи его защищаться.

8. Опора на положительное в воспитании.

Программа воспитания и социализации обучающихся содержит шесть разделов.

Первые два – «Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся» и «Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников» в основном воспроизводят соответствующие разделы Концепции, ориентируя их содержание на общеобразовательную школу.

В третьем разделе – «Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся школы» – общие задачи воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации школьников:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).


В каждом из направлений воспитания и социализации обучающихся раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.

Четвертый раздел – «Содержание воспитания и социализации учащихся» – включает характеристику современных особенностей воспитания и социализации школьников, раскрывает основные подходы к организации воспитания и социализации обучающихся (аксиологический, системно-деятельностный, развивающий). В этом разделе общие задачи воспитания и социализации российских школьников конкретизируются с учетом школьного возраста и систематизируются по основным направлениям воспитания и социализации обучающихся, а также приводятся примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися.

Пятый раздел – «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся школы» – формулирует и раскрывает:
основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях;
задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия школы с общественными и традиционными религиозными организациями.

В шестом разделе – «Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся школы» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у школьников по каждому из направлений воспитания и социализации.
Виды деятельности и формы их осуществления рассматриваются с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей школьников, потребностей учащихся и их родителей.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Для совершенствования воспитательной системы ОУ определена

Цель: воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к управлению собой, самосовершенствованию и самоопределению.

Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации школьников, которые дополняют задачи решаемые ОУ.

Задачи воспитательной системы:

1. Формировать у учащихся устойчивую мотивацию к учению, общеучебные умения и навыки;
2. Развивать креативность мышления, нравственную, волевую и эстетическую сферу личности.
3. Формировать базовую культуру учащихся.
4. Формировать положительную Я-концепцию личности ребенка, веру в себя.
5. Принимать ребенка таким какой он есть в его постоянном изменении.
6. Способствовать формированию умений управления собой, самореализации и самоопределению.

В области формирования личностной культуры:
  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

  • осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;

  • формирование нравственного смысла учения.


В области формирования социальной культуры:
  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.


  • В области формирования семейной культуры:

    • формирование отношения к семье как к основе российского общества;

    • формирование у школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

    • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

    Перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является обязательным. Важно, чтобы школьники получали представление обо всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее социокультурном многообразии и национальном единстве.
    Перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является обязательным. Важно, чтобы школьники получали представление обо всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее социокультурном многообразии и национальном единстве.

    2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ.

    Общие задачи воспитания и социализации учащихся школы классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России. Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися.

    Организация воспитания и социализации учащихся школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

    1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
    Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
    2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
    Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
    Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
    3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
    Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
    4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
    Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
    5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
    Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
    6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
    Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

    Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
    Основу содержания воспитательной системы ОУ составляет базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себя наличие свойств, качеств, позволяющих ребенку развиваться в гармонии с общественной культурой».
    Направления базовой культуры :

    • культура жизненного самоопределения;

    • культура семейных отношений;

    • экономическая культура и культура труда;

    • политическая, демократическая, правовая;

    • интеллектуальная, нравственная, коммуникативная культура;

    • экологическая культура;

    • физическая культура.


    Приоритетное направление – художественная культура.

    Для проведения более целенаправленной работы разработан механизм педагогической поддержки ребенка через осуществление целевых программ: «Одарённые дети», «Здоровье», «Семья», «Досуг», «Общение», «Подросток» и подпрограмм .

    Вместе с тем духовные, интеллектуальные и физические силы ребенка еще не развиты, и он не в состоянии полностью справиться с проблемами самовоспитания и жизни в целом. Ему нужна педагогическая помощь и поддержка.
    Педагогическая поддержка - превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным, экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).
    Механизм педагогической поддержки складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых поэтапно.

    I этап (диагностический)- сигнал проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, совместная оценка проблемы;
    II этап ( поисковый) - поиск причин возникновения проблем;
    III этап (договорной) - проектирование действий по решению проблемы;
    IV этап (деятельностный) - действует ребенок и педагог- безотлагательная помощь школьнику;
    V этап (рефлексивный) - совместное обсуждение успехов и неудач, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.


    Решение проблем жизнедеятельности ребенка, формирование качеств его личности происходит тогда, когда воспитателями создаются благоприятные условия для развития школьника в доступных ему видах деятельности: учебной, досуговой, в общении со средствами массовой коммуникации, с искусством, в бытовой сфере.
    «Деятельность, общение и бытие ребенка, по утверждению О.С.Газмана, - являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые, воспитатель осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей».
    Сфера деятельности в МБОУ СОШ № 47 многообразная, условия созданы. Продуманы формы и методы для реализации концептуальных идей, цели и задач воспитательной системы.
    Используемые многообразные формы и методы педагогической поддержки школьников в традиционных мероприятиях зависят от особенностей личностного образа воспитанника и воспитателя, от ситуации возраста ребенка и многих других факторов.
Расширяем возможности общения

«Развиваем Липецкую область вместе»

Год педагога и наставника

ОСТОРОЖНО, вирус!

Городская акция

Вместе ради детей!


Прием в школу

Дополнительное образование

Нужна помощь, обращайся!


Памятные даты военной истории России


Персональные данные
Портал Персональные данные.дети

Полезные ссылки

Электронный журнал
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Планы мероприятий
План мероприятий по профилактике экстремизма

План мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений

План работы с неблагополучными




ФЗ №15 О запрете курения

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Дежурный администратор

Телефон доверия 28-40-45

Сайт школьного самоуправления

Профессия - учитель

Конкурс



Поиск


МБОУ СОШ № 47 © 2024
Администратор: Огаркова Т.Д. Автор рисунка шапки: Воробьева Ю.А.